Исследование: как топ-100 интернет-магазинов России сообщают о сборе куки

Исследование: как топ-100 интернет-магазинов России сообщают о сборе куки

У четырёх из пяти наших потенциальных клиентов нет виджета с уведомлением о сборе куки. Кто-то соглашается поставить на сайт форму, другие говорят, что «руководство не пропустит».

Между тем, оповещать посетителей сайта о сборе куки нужно по закону. Иначе бизнес рискует заработать штраф согласно 152-ФЗ. Мы писали об этом в статьях «Как предупредить о файлах куки на сайте» и «Как настроить сообщение о сборе куки-файлов через LeadPlan».

Поэтому мы решили провести исследование и выяснить, как предупреждают посетителей топ-100 интернет-магазинов России по объёму онлайн-продаж по итогам 2019 года.

Оказалось, что всего 20% магазинов рассказывают о сборе куки на сайте! Из них 2% дают краткую информацию только в подвале сайта.

Писатель
Исследование о куки, инфографика_4

Всплывающие формы с сообщениями о сборе куки

Поп-апы с сообщениями о сборе куки используют 18% магазинов. Тексты на них примерно одинаковые. Кто-то пишет проще и короче:

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на сайте магазина «Леруа Мерлен»

Кто-то — сложнее и подробнее:

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на сайте магазина ZARA

Время появления

Большая часть форм (14 из 18) появляется меньше, чем через секунду после открытия сайта. У остальных они появляются через 3-6 секунд.

Иллюстрации

Изображения в формах используются на двух сайтах. В одном случае это симпатичная цветная иллюстрация:

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на сайте магазина «Детский мир»

Во втором — иконка-кружок с восклицательным знаком:

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на сайте ozon.ru

Уведомляют или просят согласиться

56% форм (10 из 18) уведомляют пользователя о сборе данных: пользователю не дают выбора, согласиться на сбор данных или нет — они могут только закрыть окно. Обычно в таких формах используются фразы вроде «если вы продолжаете пользоваться сайтом, то вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности».

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на сайте petshop.ru

44% магазинов просят посетителя сайта подтвердить согласие на сбор куки.

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на сайте shoppinglive.ru

Ссылки на документы

72% уведомлений дают ссылки на документ: Политику конфиденциальности, Политику куки, Пользовательское соглашение или Положение об обработке персональных данных.

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на сайте aliexpress.ru

4 формы из 18 не дают ссылок на документы. Трое из них просто уведомляют о сборе куки, а четвёртый предлагает пользователю самому поискать информацию в открытых источниках и принять условия.

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на сайте okeydostavka.ru

Особенно интересным показалось всплывающее окно, дающее ссылку на другой виджет с чуть более подробным описанием, а не на Политику конфиденциальности. Хотя она у магазина есть в подвале сайта.

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на сайте 220-volt.ru

Текст второго окна предлагает посетителю смириться со сбором целого списка данных или покинуть сайт.

Вторая форма о куки с пояснением на сайте 220-volt.ru

Мобильные версии

Практически все сайты, 89% (16 из 18), показывающие всплывающее окно о сборе куки на десктопных версиях сайта, дублируют форму и в мобильные. Не делают этого только 2 магазина.

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на мобильной версии сайта магазина «Лабиринт»

Формы о сборе куки для мобильных версий у 15 из 16 магазинов хорошо адаптированы, текст читается и на кнопки легко нажимать. Только на одном сайте из 16 уведомление видно плохо.

Форма с сообщением о сборе куки-файлов на мобильной версии сайта zdorov.ru

Политика конфиденциальности

Мы выяснили, что некоторые магазины из топа-100 не разместили у себя Политику конфиденциальности или что-то похожее на неё. Или спрятали документы так, что найти их нам не удалось.

Всё хорошо с теми сайтами, где есть всплывающие формы-уведомления о куки: 13% из 100 разместили ссылки на документы в сообщениях о сборе куки-файлов.

Из тех, кто не сообщает о сборе куки, 61% отправили документы в подвал. Два сайта из 100 разместили только Публичную оферту. 13% магазинов спрятали Политику так хорошо, что для поиска пришлось пользоваться поисковиками. На двух сайтах документы нашлись в формах подписки: статичной и всплывающей — в поп-апе.

9% магазинов вообще не разместили у себя на страницах подобные документы.

Итог

Теперь понятно, что онлайн-бизнес в России пока не осознаёт, как важно уведомлять пользователей о сборе куки, и считает это необязательным. Хотя за сбор персональных данных без уведомлений пользователей компанию могут оштрафовать на сумму до 75 тысяч рублей, а в отдельных случаях даже заблокировать ресурс.

А вы как считаете? Стоит выбирать в пользу закона или на сайте ничего не должно отвлекать от целевых действий?

Похожие статьи
какие виджеты нужны eccomerce

Какие виджеты нужны интернет-магазину?

Интернет-магазин — это не только каталог товаров с кнопкой «В корзину». Чтобы увеличить число покупателей, нужно повышать интерес и лояльность случайных пользователей, вовлекая их в более тесное взаимодействие. В этом помогут виджеты.

В статье расскажем про то, какие виджеты бывают, чем они полезны, как их настраивать, и покажем много примеров.

Как ненавязчиво рассказать о своих услугах

Как ненавязчиво рассказать о своих услугах

Мы пишем много полезных статей про сбор базы, чтобы пользователи читали, вдохновлялись и использовали эти методы. Но глобально цель у них другая — продать наши услуги. Чтобы пользователи прочитали, поверили нам и захотели с нами работать. Но к этой мысли их надо подтолкнуть, иначе они могут вообще не узнать, что такое LeadPlan и как он им поможет.

В этой статье мы расскажем, как можно рассказать о своих услугах, почему мы выбираем инлайн-виджеты и где их можно использовать.

+85% к конверсии в подписку в интернет-магазине дизайнерских вещей. Кейс DesignBoom

+85% к конверсии в подписку в интернет-магазине дизайнерских вещей. Кейс DesignBoom

Интернет-магазин DesignBoom продаёт необычные предметы для дома от известных мировых брендов: мебель, домашний текстиль, посуду, светильники.

Компания хотела увеличить базу подписчиков и повысить конверсию посетителей сайта в покупателей. В кейсе расскажем, как мы решили эти задачи DesignBoom с помощью сервиса LeadPlan.