Всплывающие формы с сообщениями о сборе куки
Поп-апы с сообщениями о сборе куки используют 18% магазинов. Тексты на них примерно одинаковые. Кто-то пишет проще и короче:
Кто-то — сложнее и подробнее:
Время появления
Большая часть форм (14 из 18) появляется меньше, чем через секунду после открытия сайта. У остальных они появляются через 3-6 секунд.
Иллюстрации
Изображения в формах используются на двух сайтах. В одном случае это симпатичная цветная иллюстрация:
Во втором — иконка-кружок с восклицательным знаком:
Уведомляют или просят согласиться
56% форм (10 из 18) уведомляют пользователя о сборе данных: пользователю не дают выбора, согласиться на сбор данных или нет — они могут только закрыть окно. Обычно в таких формах используются фразы вроде «если вы продолжаете пользоваться сайтом, то вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности».
44% магазинов просят посетителя сайта подтвердить согласие на сбор куки.
Ссылки на документы
72% уведомлений дают ссылки на документ: Политику конфиденциальности, Политику куки, Пользовательское соглашение или Положение об обработке персональных данных.
4 формы из 18 не дают ссылок на документы. Трое из них просто уведомляют о сборе куки, а четвёртый предлагает пользователю самому поискать информацию в открытых источниках и принять условия.
Особенно интересным показалось всплывающее окно, дающее ссылку на другой виджет с чуть более подробным описанием, а не на Политику конфиденциальности. Хотя она у магазина есть в подвале сайта.
Текст второго окна предлагает посетителю смириться со сбором целого списка данных или покинуть сайт.
Мобильные версии
Практически все сайты, 89% (16 из 18), показывающие всплывающее окно о сборе куки на десктопных версиях сайта, дублируют форму и в мобильные. Не делают этого только 2 магазина.
Формы о сборе куки для мобильных версий у 15 из 16 магазинов хорошо адаптированы, текст читается и на кнопки легко нажимать. Только на одном сайте из 16 уведомление видно плохо.
Политика конфиденциальности
Мы выяснили, что некоторые магазины из топа-100 не разместили у себя Политику конфиденциальности или что-то похожее на неё. Или спрятали документы так, что найти их нам не удалось.
Всё хорошо с теми сайтами, где есть всплывающие формы-уведомления о куки: 13% из 100 разместили ссылки на документы в сообщениях о сборе куки-файлов.
Из тех, кто не сообщает о сборе куки, 61% отправили документы в подвал. Два сайта из 100 разместили только Публичную оферту. 13% магазинов спрятали Политику так хорошо, что для поиска пришлось пользоваться поисковиками. На двух сайтах документы нашлись в формах подписки: статичной и всплывающей — в поп-апе.
9% магазинов вообще не разместили у себя на страницах подобные документы.
Итог
Теперь понятно, что онлайн-бизнес в России пока не осознаёт, как важно уведомлять пользователей о сборе куки, и считает это необязательным. Хотя за сбор персональных данных без уведомлений пользователей компанию могут оштрафовать на сумму до 75 тысяч рублей, а в отдельных случаях даже заблокировать ресурс.
А вы как считаете? Стоит выбирать в пользу закона или на сайте ничего не должно отвлекать от целевых действий?