Формы подписки
Обычно они расположены внизу сайта. Магазин мотивирует пользователя на подписку такими бонусами:
- фиксированная скидка (500 рублей);
- скидка в процентах от суммы заказа;
- анонс акций и конкурсов;
- обзор новинок;
- закрытые распродажи;
- персональные скидки;
- подарки;
- бесплатная доставка.
А бывают формы подписки и вовсе без мотивации.
Лайфхак: некоторые магазины делают первичную сегментацию базы в один клик сразу при подписке. Для этого достаточно добавить в форму пункт «Мужчина/Женщина».
Формы регистрации/заказа
В большинстве интернет-магазинов предусмотрена форма регистрации, без которой заказ сделать невозможно. Почему бы не использовать её для сбора email-базы? Для этого в форму добавляют пункт «Хочу получать полезные новости».
Бонусные программы
Чтобы вступить в клуб постоянных покупателей или получить накопительную карту с бонусами, пользователь проходит регистрацию, указывая свой email. Кстати, этот же метод отлично работает в офлайне. Если у вас есть точки продаж, пункты самовывоза или сервисные центры, ничто не мешает вашим сотрудникам предложить клиенту зарегистрироваться в бонусной программе.
Поп-апы
Всплывающие окна — всё ещё один из самых популярных и эффективных методов сбора адресов. Главное — дать мощную мотивацию, например, предложить пользователю реальную выгоду взамен на email.
Чтобы не пугать пользователя полями для заполнения, некоторые интернет-магазины внедрили двойные поп-апы: сначала нужно нажать на кнопку для получения выгоды, и только потом появляется форма для сбора данных.
Список желаний/отложить на потом
Даже если пользователь не авторизован на сайте, он может выбрать товары из каталога и занести их в список желаний. А после ему предлагается выслать список на email.
В других случаях при попытке отложить товар в «Список желаний» магазин предлагает сначала зарегистрироваться.
Обратная связь
Пользователь вводит свой email, чтобы задать вопрос интернет-магазину или оставить комментарий к товару.
Баннеры
Обычно по клику ведут на страницу регистрации. Работают по принципу мотивации: «Хотите получить бонус? Подписывайтесь на наши новости!».
Мобильные приложения
Интернет-магазины, у которых есть мобильное приложение, размещают ссылку на App Store и Google Play в футере сайта. Иногда при регистрации в приложении предусмотрен ввод email. Пользователь вводит его и заодно соглашается на получение бонусов, обещанных на сайте.
Блоги
Если интернет-магазин активно работает над контент-маркетингом и ведёт свой блог, то почему бы не вставить туда форму подписки? Пользователю обещают анонс полезных статей и заодно оповещают о текущих акциях магазина.
Интерактив
Этот способ встречается реже, но тоже работает. Например, пользователю предлагают зарегистрироваться через email в онлайн-соревновании и потратить выигранные баллы в этом же магазине.
Партнёрские программы
Интернет-магазин выбирает в качестве партнёра бизнес в смежной сфере и предлагает его клиентам подписаться на свои новости. Для обмена адресов могут использоваться кросс-промо рассылки, рекомендации в соцсетях или офлайн-встречи. Например, школа макияжа может предложить ученикам подписаться на рассылку интернет-магазина взамен на бонус.
Выводы
В рейтинге из 100 крупнейших интернет-магазинов мы нашли не так уж много примеров, достойных подражания. Похвально, что некоторые из них используют комбинации методов, например, сквозные формы подписки+поп-апы+мобильные приложения. Обнаружены и тяжёлые случаи, когда интернет-магазин и вовсе не проявил попыток взять адрес пользователя. В любом случае, собрать адреса — это полдела. Главное — грамотно настроить email-стратегию, чтобы не потерять лояльность пользователя. Но это уже другая история.