Штраф за спам-рассылку: как его избежать

Штраф за спам-рассылку: как его избежать

Любой человек, который получает от вас письма без согласия, может пожаловаться в ФАС (Федеральную антимонопольную службу), и вас оштрафуют. Возможно, даже на полмиллиона рублей.

Как это предотвратить и спокойно отправлять письма, зная, что в случае жалобы вам ничего не грозит? В этой статье вы узнаете, есть ли в России закон о спаме, и как законодательство влияет на жизнь обеих сторон: отправителей и получателей писем.

Что в законодательстве говорится о спаме

Закона о спаме в России не существует. Но есть федеральный закон «О рекламе» (N 38-ФЗ) и закон «О персональных данных» (N 152-ФЗ). Разберёмся, как они регулируют email-рассылки.

Закон «О рекламе»

В главе 2, статье 18 («Реклама, распространяемая по сетям электросвязи»), пункте 1 говорится (здесь и далее курсив наш):

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Отсюда первый вывод: если вы отправляете человеку рекламные сообщения без его согласия, это незаконно. Читаем этот же пункт дальше:

При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

То есть если у вас нет доказательств, что пользователь согласился на получение рекламных писем, то вы снова вне закона. Читаем дальше:

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Другими словами, вы должны предоставить пользователю доступ к немедленному отказу от рассылки. Например, предусмотреть в письме ссылку на моментальную отписку, как в письме от МИФа:

Ссылка на моментальную отписку в письме от МИФа

На сколько могут оштрафовать за нарушение закона о рекламе:

  • для граждан — от 2 000 до 2 500 рублей;
  • для должностных лиц — от 4 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц —- от 100 000 до 500 000 рублей.

Закон «О персональных данных»

Что такое персональные данные? В статье 3, пункте 1 говорится:

персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Другими словами, это информация, которая помогает идентифицировать пользователя, отличить его от другого человека. То есть персональными данными считаются, как минимум:

  • ФИО;
  • email;
  • номер телефона.

Читаем этот же закон дальше. Статья 15, пункт 1:

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

То же самое, что в законе о рекламе: если человек не разрешил использовать свои персональные данные, то использовать их в рекламных целях незаконно.

Вот какие штрафы вы можете получить, если неправильно обращаетесь с персональными данными подписчиков:

  • для граждан — от 100 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц — от 300 до 20 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 5 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 15 000 до 75 000 рублей.

УК РФ Статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»

Ещё один интересный факт, который напрямую касается «чёрных» баз подписчиков. Если вы собрали email-адреса незаконно (скопировали из открытых источников или взломали подписную базу конкурентов), можете получить штраф до 200 тысяч рублей или другие наказания, вплоть до двух лет тюрьмы.

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации.

За нарушение вам могут грозить:

  • штраф до 200 000 рублей или в размере дохода за 18 месяцев;
  • исправительные работы до года;
  • тюрьма или принудительные работы на срок до двух лет.

Поэтому работать с ворованной базой подписчиков — со всех сторон плохая идея. Действительно ли в России могут оштрафовать за спам?

Да, прецеденты уже были. Чаще всего несут ответственность за спам в СМС. Но есть и случаи, связанные с email. Например, в июле 2018 года Ставропольский суд оштрафовал «Сбербанк» за email-рассылку без согласия пользователя. Банк заплатил штраф в 250 000 рублей.

А вот ещё один громкий пример. В 2016 году туристическую компанию Travelata оштрафовали за то, что она присылала письма клиенту без его согласия. Хотя клиент пять раз (!) согласился на получение рассылки, поставив галочку «Хочу получать рассылку», когда заполнял форму на подбор тура.

Проблема в том, что галочка стояла по умолчанию и клиент не до конца понимал или не замечал, что подписался на рассылку. После каждого заказа тура он писал в службу поддержки, чтобы отписаться, а на пятый раз не выдержал и довёл дело до суда.

Так что судебная практика показывает, что галочка в форме подписки ничего не решает. Оказалось, что «решает» только физическая или электронная подпись пользователя. Но не может же каждый интернет-магазин требовать у пользователей подпись перед тем, как начать отправлять им письма, верно? К счастью, есть и другие методы доказать, что рассылка законна.

Как обезопасить себя от штрафов за спам

Следующие технические нюансы повысят ваши шансы на победу, если вдруг кто-то из подписчиков захочет пожаловаться на вас в ФАС.

Используйте double opt-in

Мы говорим об этом почти в каждой статье блога не случайно. Пускай пользователь дважды подтвердит согласие на рассылку: когда отправит данные через форму подписки и когда нажмет на кнопку «Подтвердить email» в первом письме.

Так вы не получите в базу «случайных» подписчиков, которые не заметили, что при отправке данных, например, при регистрации в интернет-магазине, они ещё и подписались на рассылку. Так что «жалобщиков» будет намного меньше или не будет совсем.

Добавьте на сайт пользовательское соглашение

В нём должен быть пункт о том, что вы имеете право использовать данные пользователя для того, чтобы отправлять ему письма. Ссылку на соглашение разместите в форме подписки, например, как у The Village:

Ссылка на пользовательское соглашение в форме подписки у The Village

Не ставьте галочку «Согласен на обработку персональных данных» по умолчанию

Хотя нет ничего незаконного в том, чтобы ставить галочку по умолчанию, случай с Travelata показывает: это может привести к административной ответственности за спам-рассылку и солидному штрафу. Кстати, теперь Travelata убрала с сайта галочки и оставила фразы вроде «Нажимая „Подписаться“, я принимаю пользовательское соглашение». Отличный ход!

Форма подписки от Travelata

Добавьте справку

Укажите данные об отправителе и обоснуйте, почему вы отправляете письма этому человеку. Вот примеры футеров писем от BRANDSHOP и «Де Агостини»:

Футер письма от BRANDSHOP
Футер письма от «Де Агостини»

Отправляйте письмо на один адрес

В пункте «Кому» должен стоять только адрес одного получателя, иначе рекламная рассылка будет считаться массовой и автоматической, а это нарушение статьи 18 закона «О рекламе».

Сохраняйте лог-файлы

Это данные с сайта, которые фиксируют действия пользователя. В суде они помогут доказать, что пользователь действительно оставил email и нажал «Подписаться».

Добавьте кнопку «Отписаться»

Пользователь имеет право быстро отказаться от рекламной рассылки, согласно статье 18 закона «О рекламе». Вот пример письма от Ingate:

Письмо от Ingate с функцией отписки

Выводы

Если вы отправляете человеку письма без его согласия, это незаконно. Да, в российском законодательстве не предусмотрена прямая ответственность за спам, но за него всё равно вполне реально получить штраф.

Поэтому пользуйтесь советами из этой статьи и подписывайтесь на новые, чтобы быть в курсе последних обновлений. А заодно расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться со штрафами за рассылку спама.

Похожие статьи
Как сегментировать пользователей при подписке

Как сегментировать пользователей при подписке

Анкеты-сегментаторы — это формы подписки, которые помогают получить дополнительную информацию о подписчике в момент регистрации. Фактически это поп-ап с анкетой. После регистрации пользователь сразу попадает в нужный сегмент.

Чем хорошие пуш-уведомления отличаются от плохих

Чем хорошие пуш-уведомления отличаются от плохих

Маркетинговые инструменты могут развивать лояльность к вашей компании и продвигать продукт на рынке. А могут сделать так, чтобы клиент навсегда забыл дорогу на ваш сайт или удалил продукт. Сегодня поговорим о пуш-уведомлениях и о том, как их нельзя настраивать.

Всё о поп-апах: что это такое и как с ними работать

Всё о поп-апах: что это такое и как с ними работать

Вы наверняка встречались с поп-апами — например, когда оставляли email, чтобы получить скидки в интернет-магазинах или соглашались с действием cookie. И, конечно же, когда злились на приставучие формы, которые загораживают важную информацию на сайте и выпрыгивают слишком быстро.

В этой статье мы расскажем, зачем нужен поп-ап, из чего он состоит, какие бывают виды поп-апов, посоветуем, как бороться с баннерной слепотой и покажем хорошие и плохие примеры.